Захарова Екатерина Ивановна. Персональный сайт педагога-психолога Детского сада №2 Колокольчик«, г. Туринск

Консультация на тему: «3 блока мозга»

ПРОСТО О СЛОЖНОМ: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

3 блока мозга как структурно-функциональная модель. Признаки нарушения в развитии блоков мозга.

В начале 20 века А.Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3 функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.

1 – энергетический блок – формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса организма и включает:

· ретикулярную формацию ствола мозга,

· неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов,

· лимбическую систему,

· медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

Первый блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).

Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС.

Все что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока головного мозга.

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:

1. Истощаемость, утомляемость, вялость.

2. Эмоциональная неуравновешенность.

3. Это дети невротики, так как реагируют на любой стимул окружающего мира.

4. Аллергия в самых разнообразных проявлениях.

5. Повышенная частота заболеваний.

6. Гипо- или гипертонус.

7. Дети пишут «как курица лапой».

8. Долго не могут научиться завязывать шнурки.

9. Двигательная неловкость.

10.  Синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время письма).

11.  Вычурные позы.

12.  Дизартрии, дизграфии.

13.  Сужение полей зрения.

14.  Слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз.

15.  Часто богатая речь (более взрослая, чем надлежит в их возрасте).

16.  Хорошо развитое мышление.

2 блок – блок приема, переработки и хранения информации – формируется от 3 до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.

 Особенностью этого блока является шестислойное строение коры:

· первичные зоны (обеспечивающие прием и анализ поступающей извне информации). При поражении возникает нарушение восприятия отдельных признаков воспринимаемого раздражения одной модальности (слепое пятно, гемеанопсия, нарушение тон-шкалы, анестезия и т.д.).

· вторичные зоны (выполняющие функции синтеза информации от одного анализатора). При поражении наблюдается нарушение синтеза отдельных признаков воспринимаемого раздражителя в целостный образ одной модальности (агнозии, афазии).

· Третичные зоны (основной задачей которых является комплексный синтез информации). Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве. Причем, согласно закону прогрессивной латерализации, при поражении третичных зон правого полушария нарушается предметная ориентировка в пространстве, а при поражении аналогичных зон левого полушария  - страдает символическая ориентировка в пространстве.

Признаки несформированности 2-го блока мозга:

1. Бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость.

2. Несформированность сенсо-моторных координаций.

3. Несформированность пространственных представлений.

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам.

При поражении третьего функционального блока мозга характер нарушения функций связан с тем, какой именно аппарат поврежден. При поражении моторной коры – наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц. Поражение премоторной коры приводит к распаду двигательных навыков, поражение префронтальных отделов проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности и в этом случае целенаправленное поведение заменяется «полевым» поведением.

Признаки несформированнности 3-го блока:

1. Синдром нарушения (недоразвития) программирования и контроля произвольных действий Лобный синдром. Дефицит программирования и контроля у детей, его проявления в учебной деятельности.

2. Синдром нарушения (недоразвития) серийной (динамической)организации движений и речи у взрослых и детей.

3. Нарушения праксиса и речи, эфферентная и динамическая апраксия и афазия (дисфазия).

4. Недоразвитие моторики, фразовой и связной речи у детей.

14 февраля 2024 в 21:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.