Захарова Екатерина Ивановна. Персональный сайт педагога-психолога Детского сада №2 Колокольчик«, г. Туринск
Консультация на тему: «3 блока мозга»ПРОСТО О СЛОЖНОМ: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ 3 блока мозга как структурно-функциональная модель. Признаки нарушения в развитии блоков мозга. В начале 20 века А.Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3 функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности. 1 – энергетический блок – формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса организма и включает: · ретикулярную формацию ствола мозга, · неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, · лимбическую систему, · медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Первый блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха). Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС. Все что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока головного мозга. Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга: 1. Истощаемость, утомляемость, вялость. 2. Эмоциональная неуравновешенность. 3. Это дети невротики, так как реагируют на любой стимул окружающего мира. 4. Аллергия в самых разнообразных проявлениях. 5. Повышенная частота заболеваний. 6. Гипо- или гипертонус. 7. Дети пишут «как курица лапой». 8. Долго не могут научиться завязывать шнурки. 9. Двигательная неловкость. 10. Синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время письма). 11. Вычурные позы. 12. Дизартрии, дизграфии. 13. Сужение полей зрения. 14. Слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз. 15. Часто богатая речь (более взрослая, чем надлежит в их возрасте). 16. Хорошо развитое мышление. 2 блок – блок приема, переработки и хранения информации – формируется от 3 до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Особенностью этого блока является шестислойное строение коры: · первичные зоны (обеспечивающие прием и анализ поступающей извне информации). При поражении возникает нарушение восприятия отдельных признаков воспринимаемого раздражения одной модальности (слепое пятно, гемеанопсия, нарушение тон-шкалы, анестезия и т.д.). · вторичные зоны (выполняющие функции синтеза информации от одного анализатора). При поражении наблюдается нарушение синтеза отдельных признаков воспринимаемого раздражителя в целостный образ одной модальности (агнозии, афазии). · Третичные зоны (основной задачей которых является комплексный синтез информации). Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве. Причем, согласно закону прогрессивной латерализации, при поражении третичных зон правого полушария нарушается предметная ориентировка в пространстве, а при поражении аналогичных зон левого полушария - страдает символическая ориентировка в пространстве. Признаки несформированности 2-го блока мозга: 1. Бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость. 2. Несформированность сенсо-моторных координаций. 3. Несформированность пространственных представлений. 3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам. При поражении третьего функционального блока мозга характер нарушения функций связан с тем, какой именно аппарат поврежден. При поражении моторной коры – наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц. Поражение премоторной коры приводит к распаду двигательных навыков, поражение префронтальных отделов проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности и в этом случае целенаправленное поведение заменяется «полевым» поведением. Признаки несформированнности 3-го блока: 1. Синдром нарушения (недоразвития) программирования и контроля произвольных действий Лобный синдром. Дефицит программирования и контроля у детей, его проявления в учебной деятельности. 2. Синдром нарушения (недоразвития) серийной (динамической)организации движений и речи у взрослых и детей. 3. Нарушения праксиса и речи, эфферентная и динамическая апраксия и афазия (дисфазия). 4. Недоразвитие моторики, фразовой и связной речи у детей. 14 февраля 2024 в 21:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.