Захарова Екатерина Ивановна. Персональный сайт педагога-психолога Детского сада №2 Колокольчик«, г. Туринск
Консультация на тему: «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»«СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ» Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Принципы построения каждой из таких сред: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей. В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию. Речевая предметно-развивающая среда Опыт подсказывает, что для таких занятий необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др. Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи. Для этого используются комплекты: - игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек), - предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.), - различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.), - альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”), картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д. При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Например, можно воспользоваться методикой Э. Ф. Замбицявичене, которая опирается на использование принципов смысловой группировки воспринимаемого материала. Она включает 4 группы заданий: · обучение дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также увеличение запаса знаний. Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу: - «У сапога всегда есть ...» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица); - «В теплых краях обитает ...» (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень); - «В году ...» (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) и др. · формирование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений. Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие: - тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка; - река, озеро, море, мост, болото; - кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и др. · развитие способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному слову. Например: - огурец - овощ, георгин - ... (сорняк, роса, садик, цветок, земля); - учитель - ученик, врач - ... (кочки, больные, палата, больной, термометр); - огород - морковь, сад - ... (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы) и др. · формирование умения обобщать. Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например, - метла, лопата - ...; - окунь, карась - ...; - лето, зима - ... и др. Выполняя такие задания, ребенок может выкладывать карточки с ответами, выстраивая таким образом дорогу через лес, горы, моря, поля и т. д. , что в дальнейшем можно будет обыграть с помощью мелких сюжетных игрушек и машинок. При этом можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет?», «Чьи следы?», «Кому что надо?», «Страны света», «Кем я буду?», «У кого какая профессия?», «Домики сказки», «Сказки-загадки» и др. В комнате также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны. В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять · Рассказ с опорой на серию картин (2 - 3), · Рассказ по серии сюжетных картин (4), · Рассказ по сюжетной картине. Для этого нужно завести уголок Книги, в котором будут храниться не только детские книги и хрестоматии произведений детской литературы, но и серии картинок для пересказов и составления рассказов. При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть: · Классная подвижная азбука. · Азбука в картинках. · Дидактическая игра «Буква за буквой», · Дидактическая игра «33 богатыря», · Дидактическая игра «Умный телефон», · Таблицы по обучению грамоте с рисунками. · Звуковые линейки. · Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова). · Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская). · Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др. · Дидактический материал М. Монтессори, Н. Зайцева (кубики по обучению русскому и английскому языку), Г. Л. Выгодской («Град Златоустия»), · Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др. 17 февраля 2024 в 10:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.