Захарова Екатерина Ивановна. Персональный сайт педагога-психолога Детского сада №2 Колокольчик«, г. Туринск

Консультация на тему: «Роль искусства и арт-педагогики в профилактике и коррекции при ЗПР и ТНР у детей»

Еще на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVII веку, а экспериментальные исследования к концу XIX века, началу XX века. Изучение опыта помогает понять, как искусство воздействует на нравственное, духовное становление личности. Какую роль искусство играет в формировании художественной культуры ребенка с проблемами.

Разнообразные упражнения помогают детям легко двигаться и быстрее осваивать музыкальную грамоту и музыкальные инструменты. Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу, дети легко могут выражать свое отношение к музыке через движение, словесно и в рисунках.

Но жизнь не стоит на месте и требует от педагогов постоянного самосовершенствования. Наступивший век заявил о себе как век коммуникативных технологий. Одной из таких инновационных технологий, которая меня заинтересовала, - арттерапия (буквально - терапия искусством, в первую очередь изобразительным и творческой деятельностью). Актуальность применения методов арттерапии на музыкальных занятиях обусловлена многими факторами. Судьба человечества в целом и каждого человека в отдельности зависит от способности устанавливать контакты, ориентироваться в изменившейся обстановке, быстро адаптироваться к новому коллективу, обустроиться на новом месте, освоить новое дело. Обретая дары научно-технического прогресса, человек постоянно совершенствует свои возможности. Вместе с тем индустриальное общество сделало человека заложником экологических проблем, и с каждым годом здоровье человека несет невосполнимый урон. Репродуктивная функция современной семьи находится в критическом состоянии. Рождение практически здорового ребенка - большая редкость. Но и здоровый ребенок рискует стать жертвой переизбытка информации, которая обрушивается на неокрепший организм, нанося жестокий удар по развивающемуся организму. Эпидемиологические исследования показывают, что на современном этапе развития общества наиболее частыми проявлениями нарушенного развития в дошкольном возрасте являются речевые нарушения. Дефекты речи, стеснительность, наличие комплексов, приводят человека к различным проблемам в получении образования, возможности создать семью, иметь друзей. Нередко становятся причиной развития пагубных привычек, приводящих к деградации личности - алкоголизму, наркомании, маниакальным проявлениям, склонности к совершению преступлений.

Таким образом, дети с нарушениями развития нуждаются в специально организованной педагогической и психологической помощи, в ходе которой необходимо решить следующие задачи:

· Формирование познавательной мотивации;

· Целенаправленное формирование высших психических функций, прежде всего речи;

· Преодоление недостаточности словесного опосредования, трудностей во взаимодействии с окружающим миром, развитие разнообразных форм коммуникации;

· Развитие эмоциональной сферы, творческих способностей;

· Профилактика и коррекция нарушений социально-личностного развития;

· Преодоление недостатков общей и мелкой моторики.

Эти задачи решают специальная педагогика и специальная психология. Важную роль в преодолении недостатков развития играют артметоды.

В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и обучения. В настоящее время в практике специального образования широко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». Понятие «арттерапия» рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции. Арттерапия включает в себя музыкотерапию, вокалотерапию, кинезитерапию, имаготерапию.

Работая с детьми логопедических групп, я видно, как тяжело детям преодолевать свой психологический барьер в плане развития речи, какие они скованные, неразговорчивые, зажатые. У детей, порой бывает, трудно выявить какие-либо музыкальные способности. Поэтому, на занятиях с детьми логопедических групп, применяются методы арттерапии, которые помогают детям снять эмоциональное напряжение и стать более раскрепощенными, свободными, оказывают лечебное воздействие на организм и способствуют развитию сенсорных способностей.

Музыкотерапия имеет в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (коррекция отклонения в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Поэтому она так близка впечатлительной натуре ребенка. Именно катарсистическое воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве коррекционной работе с проблемными детьми. Слушая музыку, ребенок учится определять ритм, темп, а также подчинять свои движения, всем музыкальным изменениям.

У детей имеющих речевые нарушения, также нарушена координация движений, поэтому на занятиях применяются кинезитерапия. Танцетерапия (кинезитерапия) - основана на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. Предлагает использование всех форм и видов движения для лечения различных заболеваний. Главные средства выразительности - пантомимика, жесты. Снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса.

Принципы кинезитерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов, которой является - коррекционная ритмика (логоритмика) - синтез музыко-ритмодвигательного воздействия. Музыка регулирует движение и дает четкие представления соотношений между временем, пространством и движением. Музыка, сопровождающая упражнения, влияет на качество исполнения, улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. Таким образом, у ребенка происходит коррекция речевых нарушений.

Логоритмическое воздействие, как и всю речевую работу, проводим поэтапно.

Задачи подготовительного этапа:

· воспитание статики движений;

· развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами;

· совершенствование различных видов внимания - слухового, зрительного, и памяти;

· нормализация голосовой функции, формирование навыков речевого дыхания;

· развитие мелкой моторики пальцев рук, мимических мышц лица;

· постепенное формирование нормального двигательного навыка.

На первом этапе работы обращаем внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала эмоционально, в надлежащем темпе выполняется движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят действия, слушая указания. Обращаем внимание детей на правильность выполненных ими действий и поощряем их. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением, а затем дети самостоятельно выполняют движения под музыку.

Игры и упражнения, проводимые в первый период, предназначаемы для развития движений строго определенных частей тела. (Например, упражнение «Пильщики» - на развитие боковых мышц). Логопедическая задача: Точное сочетание речи и движения, выработка темпа и ритма речи, закрепление гласных звуков в свободной речи. Музыкальная задача: Выполнение движений в ритме музыки. Упражнение «Мячики» - для развития мышц ног. В этом упражнении продолжается работа над совершенствованием прыжков. Острый, четкий, активный ритм музыки, ее отрывистый, веселый характер дети отражают, прыгая как упругие, крепкие резиновые мячики.

Поскольку у детей логопедических групп, наблюдаются различные парезы лицевой мускулатуры, то в занятия вводим специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений. Развитие мимических мышц проводятся во время создания определенных ситуаций, таких как: «Мы удивились» (удивляемся), «Мы огорчились», «Вкусное варенье», «Горький лук», «Мы веселимся», «Мама пришла» и т. д.

На подготовительном этапе большое значение придаётся развитию у детей внимания и памяти. Из логоритмических средств, в первую очередь используем слушание музыки. Стараясь, как можно ярче, раскрыть перед детьми содержание каждой песни или инструментальной пьесы, помогая им осмыслить ее и запечатлеть в памяти. Так, дети слушают музыкальные отрывки разнообразного содержания, темпа и характера.

 На занятиях по слушанию широко применяется наглядный материал: игрушки, иллюстрации, литературные цитаты, дидактические карточки, презентации.

Для развития внимания во время слушания музыки используюся и мышечно-двигательные ощущения. Слушая музыку веселого характера, дети весело хлопают в ладоши. Во время слушания музыки спокойного характера - закрывают глаза.

Упражнения на развитие восприятия характера и содержания музыкальных произведений :

1. Дети слушают музыку и рисуют. Предлагаем рисовать так, как ребенок чувствует, выбирая любой цвет, способ (технику) изображения.

Для прослушивания предлагаются музыкальные произведения, контрастные по характеру, например: «Утро», «В пещере горного короля» Э. Грига, «Шутка» И. Баха, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Тарантелла» В. Гаврилина и др.

2. Предлагается детям выбрать для движения под музыку атрибуты: длинные и короткие ленточки, шарфики, цветы, обручи, палки, веера, мячи, флажки и др. Эти атрибуты ребенок выбирает условно (называет то, с чем он бы хотел танцевать под данную музыку).

Музыкальные произведения для прослушивания: «Марш Тореадора», «Хабанера» Ж. Визе, вальсы из балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Мелодия любви» М. Леграна и др.

3. Детям предлагаются различные по цвету и форме тряпочки, к которым прикреплены две веревки. Держа эти тряпочки за веревки, ребенок может ими манипулировать, как куклами-марионетками.

Задание: показать, как «ожившие» тряпочки танцуют под музыку.

4. Дети слушают музыку и рассказывают, что или кого они услышали и представили. После повторного прослушивания предлагаем либо нарисовать услышанный образ, либо изобразить его в движении под музыку.

Музыка: «Вальс» А. Дюрана, «Баба Яга» М. Мусоргского, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского и др.

В первом периоде немалое внимание уделяется знакомству детей с детскими музыкальными инструментами. Музыкальные инструменты подбирают с учетом индивидуальных возможностей. Первые навыки игры на инструменте прививают детям, занимаясь с ними индивидуально. Такое обучение помогает ребенку побороть чувство робости.

Поначалу в качестве ударного инструмента используют обычные кубики. Игра «Назови свое имя», имеющая целью развитие чувства ритма, доставляет детям немало радости. Она состоит в следующем. На вопрос: «Как тебя зовут?» - ребенок отстукивает ритмический рисунок своего имени: Ка-тя (2 удара), А-ли-на (3 удара) и т. д. Просим простучать ласкательный вариант имени - Катенька, Алинушка. Ценность этой игры в том, что в ней может принимать участие каждый, даже тот, кто почти не говорит. Для этой игры используют и такие музыкальные инструменты, как бубен, барабан, треугольник, ложки, палочки. Все это помогает развить у детей ощущение ритма и некоторые движения.

 Музыкальные игры подбирают с таким расчетом, чтобы в них участвовали все дети. Музыка помогает детям преодолевать скованность, движения становятся более ритмичные, четкие, координированные. Движения разучиваем простые, в замедленном темпе, исключаем подскоки. Чтобы вызвать у детей желание прислушаться к ритму музыки и двигаться в соответствии с ним, основную нагрузку даем на руки, при этом используются различные атрибуты. Так, участвуя в «Русском танце», мальчики надевают кепки, девочки косынки, в руках у мальчиков балалайки, у девочек платочки. «Осенний хоровод» дети исполняют с листочками клена, «Танец снежинок» - со снежинками, гномов изображают с фонариками в руках.

Объясняем детям, что при поднимании и опускании руки с лентой движения должно быть таким плавным и спокойным, чтобы лента висела неподвижно, - это помогает детям правильно выполнять движения. Дети привыкают правильно брать предметы, удерживать их, учатся перекладывать из одной руки в другую, выполнять с ними несложные ритмичные движения. При выполнении танцевальных движений обязательно обращаем внимание на осанку, положение головы, на улыбку.

Видно, как кто-то из детей зажимает платочек, и движения получаются скованные; другой - не переключается с одного движения на другое; третий - отвлекается и совсем не слышит музыки. Это значит, что данное движение следует неоднократно повторить, и, если замечаем, хотя бы небольшое изменение в лучшую сторону, одобряем ребенка, стараясь поощрить его за малейший успех, а иногда и просто за проявление желания.

Поддерживая стремление ребенка овладеть каким-либо движением, незаметно выправляя его, помогаем детям преодолевать замкнутость, они привыкают к общению, охотнее включаются в хоровое пение, пробуют петь даже в одиночку.

На логоритмических занятиях подготовительного этапа мы стремимся создать для детей психологический комфорт и эмоциональный подъем.

Задачи коррекционного (основного) периода:

· Развитие моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков;

· Совершенствование тонких дифференцировок;

· Развитие голоса как главного компонента просодии речи.

Упражнения и игры на выражение различных эмоций берутся из «Психогимнастики» М. Чистяковой (Например, «Поссорились и помирились», «Два синьора»). Чтобы развить воображение детей, используют на занятиях примерно такие упражнения: «Художники».

Музыкальный руководитель: «Ребята, представьте, что вы - художники. Руки - это кисти. Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку. А теперь - в желтую краску, рисуем солнце. Круг. А теперь лучики, выразительные глаза. Теперь нарисуем полянку. Она у нас какого цвета? (Зеленого). Рисуем. Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Цветами). А какими? (Ромашками). Рисуем. Послушайте: ветер шумит веточками дерева - какого? (Березы). Рисуем. Итак, мы в лесу, на полянке. Представьте, что вы - цветочки. Самое раннее утро, солнышко выглянуло. Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками - это пальцы. Прислушаемся. Слышите? Ручей бежит. ..».

Логоритмические занятия также нацелены на правильное, четкое произношение звуков, их дифференциацию, на овладение навыками звуко-слогового анализа и синтеза. Структура занятий такова: дети выполняют специальные упражнения, одновременно происходит накопление знаний о музыке, окружающем мире и формирование коммуникативных способностей. Каждое занятие посвящено одной теме или сюжету, все части его взаимосвязаны и дополняют друг друга. Не нарушая общепринятой схемы «звук - слог - слово - музыкальное предложение - сама песня», включают задания на звуко-слоговый анализ и синтез, а также логические задачи на развитие памяти, внимания, мышления и воображения. Варьирование заданий заставляет действовать все анализаторные системы: по ходу занятия дети кого-нибудь изображают, мимикой и жестами выражают свое отношение, выполняют разные действия (хлопают, топают, шагают), напрягаются и расслабляются, поднимают нужное количество пальцев, загибают их, считают.

Занятия разнообразны по сюжету и жанру: это и игра, и филармония (дети исполняют роли музыкантов и слушателей), и урок (становятся учителями танца и пения). При планировании логоритмических занятий оставляем место для импровизации, подчиняясь желаниям и выдумкам детей (например, дети выражают желание спеть полюбившуюся им песню и др.). Это способствует созданию атмосферы эмоционального и творческого подъема, и дети испытывают радость общения с взрослыми, становятся более раскованными и непосредственными. На логоритмических занятиях, как и на логопедических, дети также постигают смысл слов, чему способствует неоднократное использование наглядного материала по разным лексическим темам: («Овощи», «Транспорт», «Одежда» и др.). В результате образы-представления постепенно переходят в образы-понятия, увеличивается словарный запас за счет образования связей между образами предметов, явлений, объектов и словами, их обозначающими.

Особенно важным коррекционным средством является пение. Поэтому подбираются такие песни, которые способствовали бы стимуляции интереса, возбуждению поющих, делали бы богаче их эмоциональные переживания.

Пение - это вид исполнительского искусства, который оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и т. д. В процессе обучения пению особенно активно развиваются познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Исполнение песни позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.

Применяются различные упражнения дыхание «Собачка», «Ёжик», «Петушок» и др.

Упражнение на дыхание: «А сейчас правильно подышим: правую руку положим на живот, а левую - на пояс. Живот - это воздушный шарик. Медленный вдох-выдох - ниточка у шарика плавно распускается. Вдох правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там - маленькое перышко. Выдох - дунули на него, оно улетело. Испугались внезапного треска сучьев - быстрый вдох. А оказывается ничего страшного. Медленный выдох - свобода. Вдох, и едем на лифте: 1 этаж, 2, 3, 4, 5, 6 - все, приехали. Все доехали? Кто, на каком этаже сделал остановку? Теперь едем вниз».

Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой: «Больной зуб», «Колыбельная», «Капризуля», «Колокольчики».

Для подготовки голосового аппарата к пению используются артикуляционные и фонопедические упражнения по методике В. В. Емельянова, которые способствуют укреплению гортани, мягкого нёба, губ и языка.

Методы имаготерапии чаще всего проводятся в форме куклотерапии и сказкотерапии. Эти методы, используют сказочную форму для интеграции личности, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Приведём некоторые приемы техники, используемые в куклотерапии.

Примеры этюдов на общение:

1. Куклы встречаются друг с другом и

а) здороваются,

б) спрашивают друг друга о здоровье,

в) прощаются.

2. Кукла празднует день рождения. К ней приходят ее друзья и

а) поздравляют с днем рождения и дарят подарки;

б) кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу;

в) один из гостей опоздал - попросить прощения за опоздание.

Эти же куклы или игрушки используют в пении песен на музыкальных занятиях, когда дети стесняются петь сами. А когда у ребенка в руках кукла, то поет уже не он, а именно кукла, да и танцует тоже она.

Сказкотерапия позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения.

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение своего народа.

Сказку используют и на занятиях, и на утренниках, и в театральных постановках. Дети любят сказочных героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания.

Применение средств искусства в работе с дошкольниками в детском саду могут иметь успех в том случае, если в эту работу активно включены родители детей. Поскольку большая часть трудностей личностного порядка у дошкольников часто проявляется в детско-родительских отношениях, то без положительного изменения этих отношений, работа с ребенком будет недостаточно эффективной.

17 февраля 2024 в 10:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.