Захарова Екатерина Ивановна. Персональный сайт педагога-психолога Детского сада №2 Колокольчик«, г. Туринск
Мастер-класс на тему: «Развиваем речь с помощью скороговорок»Мастер – класс для педагогов и родителей «Развиваем речь с помощью скороговорок» Чем полезны скороговорки? Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания. Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника. Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции. (Карточки со скороговорками. (Приложение №1). Итак, проделывайте все пошагово: 1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится. 2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. 3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. 4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. 5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей. И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. (Родители выполняют задание) Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие! В конце мастер – класса вручаются всем присутствующим родителям памятки «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками». (Приложение №2). Приложение №1
Скороговорки. · Шла Саша по шоссе и сосала сушку. · Ткёт ткач ткани на платки Тане. · Осип охрип, Архип осип. · На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. · Ехал Грека через реку, Видит Грека — в рeкe рак, Сунул Грека руку в pеку, Рак за руку Гpеку цап. · Pыла свинья, тупopыла, белopыла, Пoлдвopа рылом из-pыла, Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла. На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла. · Кукушка кукушoнку купила капюшoн. Надел кукушoнoк капюшoн, Как в капюшоне он смешон. · Бeлый снег. Бeлый мел. Бeлый сахар тожe бел. А вoт белка не бeла. Бeлой даже нe была. · Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. · Расскажите про покупки Про какие, про покупки Про покупки, про покупки, про покупочки мои. · Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки. · Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла. Приложение №2 Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками» · Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка». · В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие! · Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные. · Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов. · Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.
17 февраля 2024 в 11:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.