Захарова Екатерина Ивановна. Персональный сайт педагога-психолога Детского сада №2 Колокольчик«, г. Туринск

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и педагогом. Формирование чувства уверенности.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ

Давайте познакомимся!

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч. Для этой игры, лучше использовать надувной мяч. Можно использовать и раскрашенный воздушный шар. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя того, кому бросает мяч.

Расскажи стихи руками

В эту игру можно играть бесконечно — ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (всем телом), великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем и сверстниками.

Развитие эмоциональной сферы

Баба Яга (этюд на выражение гнева)

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть ее, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки нет — сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл чемодан, а когда его открыл, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Золушка (этюд на выражение печали)

Золушка  возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла туфельку...

Один дома (этюд на выражение страха)

Мама Енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Кот Васька (этюд на выражение стыда)

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

Новая девочка (этюд на выражение презрения)

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках она держала красивую куклу, на голове у нее был красивый большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презри­тельно поджав губы...

Про Таню (горе — радость)

Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик (горе).

«Тише, Танечка, не плачь — не утонет в речке мяч!» (радость).

В лесу (внимание — страх — радость)

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток. А вдруг это волк или медведь? (страх). Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (радость).

Гадкий утенок (презрение и печаль)

На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» (презрение). Даже его мать утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногой. А утенок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него нет друзей (печаль).

Дуремар и Тортила (презрение и гнев)

Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортилу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар ей отвечает: « Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортила, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь, ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит все население пруда просить меня об этом» (гнев).

Дюймовочка и майский жук (отвращение и гнев)

Майский жук перенес Дюймовочку с листа кувшинки на ветку дерева. Девочка ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жук: он был таким толстым, блестящим и очень неприятным (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на нее за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с дерева, опустил ее на ромашку (гнев).

Кто съел варенье? (удивление и стыд)

Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?» На это мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?» (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).

Угадай эмоцию

На столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка: по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумывал (вспоминал) ту ситуацию, в которой возникает эта эмоция. Остальные дети (зрители) должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Если эта игра проводится во время изучения интенсивности эмоций, то задание можно усложнить, предложив одному ребенку изо­бразить, например, удивление, а другому — восхищение (раздражение — ярость, печаль — горе и т. д.). Задача зрителей — как можно точнее определить данную эмоцию.

Лото настроений

Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует количеству детей или количеству микрогрупп.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает ее сам, описывает словами, описывает ситуацию и  т. д.). Задача детей: в своем наборе картинок отыскать животное с такой же эмоцией.

Испорченный телефон

Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза — «спят». Ведущий молча показывает первому участнику (именно он и ведущий не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен. Возможные вопросы при обсуждении:

— По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?

— Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?

— Трудно ли было тебе понять другого участника?

— Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

Снимается кино (кинопроба)

Среди детей выбираются Сценарист и Режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: Сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а Режиссер — любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

Что было бы, если бы...

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя(ев) которой отсутствует(ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей в данном случае и почему.

После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя: Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.)? Можно разделить детей на микрогруппы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть данную ситуацию (одна группа продумывает и разыгрывает ситуацию, если герой картинки злится, другая — если веселится, и т. д.).

Рисуем настроение

Это задание очень многогранно по своим целям и способам выполнения. Вот некоторые варианты:

1.  Начинать каждое задание (занятие) с выполнения рисунка на тему «Мое настроение сейчас».

2. Каждый рисует ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии (например, страх, удивление и пр.). Во время обсуждения выбирают рисунки, наиболее ярко отражающие данную эмоцию.

Рисунки могут быть как сюжетные (нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился), так и «абстрактные», то есть когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов.

 Солнышко

Зажечь внутри себя солнышко, попрыгать, похлопать в ладоши произнося: радость, радость, радость.

Небо

Обняться с небом, потянуться вверх, приподнявшись на носочки, раскинуть руки в стороны, соединить их на груди.

Волны

Изобразить волны руками, разведенными в стороны.

Мельница

Стать ветряной мельницей, руками делать большие круги по обе стороны туловища.

Круг дружбы

Сделать круг дружбы, обняться за плечи, покачаться, произнося «Пусть миру будет хорошо, от того, что мы есть»

 Кулачок

Сойтись в тугой кулачок произнося «Вместе о счастье, крикнем: Ура, Пусть нас веселыми видит Земля»

 Встать по пальцам

Научить общению и взаимодействию без слов

Все сидят, отвернувшись от педагога, он поднимает над головой несколько пальцев, вслух считает до трех, после чего произносит «Замри». Он поворачивается, должно стоять столько детей, сколько было показано на пальцах.

Слушать за окном за дверью.

Научить внимательно слушать. Развивать воображение

По заданию все сосредоточивают внимание на звуках и шорохах из коридора (с улицы). После все перечисляют услышанное. Не допускается сочинять звуки. Составление единой сюжетной картины.

Хлопки

Научить внимательно слушать, развивать моторные свойства.

В заданном темпе каждый хлопает, не сбиваясь с ритма, один за другим и в обратном направлении. Главное не сбиться с темпа, по команде «хлоп» сразу меняется направление. (Усложнение: ритм и сила ударов)

Эхо

Научить общению без слов, помочь почувствовать свое участие

Дети должны ответить на хлопок педагога одновременно, единым хлопком, эхо должно быть дружным, (серия хлопков, постукиваний и др.)

Стою, на кого смотрю.

Развивать умение понимать мимику, жесты

На кого смотрит педагог, тот встает, отменяется словами «Спасибо, садитесь» Трудность понимания детьми, что смотрят на него, учитывать особенности характера.

Мимика

Дети делятся на «шестерки» и с помощью жестов и мимики загадывают друг другу пословицы, загадки, сказки и др.

Моя профессия

Ребенок загадывает профессию. Остальные отгадывают, задавая вопросы. Ребенок отвечает только: да и нет.

Животные

Группа детей выбирает, в каких животных они превратятся (домашних, диких). После зачина «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», они имитируют движения определенного животного.

Если бы я был

Каждый участник должен выбрать себе, какой- нибудь предмет, вещь и пр.  (мороженное, стул), погрузится в этот мир, вообразить себя этой вещью и от лица этой вещи начинает рассказ о ней, не называя ее, остальные отгадывают.

17 февраля 2024 в 11:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.